О готовности ребенка к школьному обучению можно судить по наличию учебной мотивации. Ребенок, умеющий читать, писать и считать, а главное — на вопрос: “Для чего ты будешь идти в школу?” — отвечающий: “Чтобы много знать и уметь” — ребенок-мечта!

Время движется вперед, мы продолжаем выполнять собственную родительскую программу под названием “Я готовлю малыша к школе”. При этом не устаем уделять внимание счету, учим читать и писать, упражняем ребенка в названии по порядку дней недели и месяцев года.

Мы уже уяснили для себя, что пятилетний малыш не может еще серьезно заниматься, и совершенно недопустимо, чтобы подобные “уроки” сопровождались скандалами, нашими криками: “Ты до тех пор не пойдешь гулять, пока…” (далее перечень того, что он должен прочитать, написать и т.д.) и слезами ребенка. Мы четко представляем себе, что готовить ребенка к школе, безусловно, нужно, но без принуждений и наказаний.
Однако, мы не всегда понима­­ем то, что само поступле­ние в шко­­­лу — поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами — резко изменяется весь образ его жизни, изменяются условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

 

Чем отличается школьник от вчерашнего дошкольника?

 

Прежде всего — изменяется главный вид деятельности и ее результаты.
Сегодня: главное в жизни ребенка — игра. Даже обучающая, развивающая или познавательная, но — игра. Условия этой игры можно если не менять, то ненавязчиво корректировать; требования мягко укладываются под возможности ребенка. И если что-то не получается, можно повторить завтра, послезавтра и достичь, в конце концов, правильного результата.

Завтра для школьника: главное в его жизни — учеба — деятельность обязательная, общественно-значимая. Он отвечает за нее перед учителями, школой, перед семьей. Жизнь вчерашнего малыша подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило — запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети.

Само учение и по содержанию, и по организации резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра.

Знания, которые дети получают в школе, уже носят систематизированный, последовательный характер. Основная форма организации учебной работы школьников — урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за учителем, выполнять задания, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.

На заметку

“Домашнему” ребенку, не посещавшему детский сад, бывает трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сорок минут сидеть и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников. Постарайтесь устроить так, чтобы он еще до школы общался со сверстниками: запишите его в какой-нибудь кружок или секцию, сами чаще ходите в гости, приглашайте к себе в гости знакомых с детьми.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать: складывать принадлежности в ранец, одеваться, зашнуровывать обувь, застегивать пуговицы. На уроках физкультуры многие дети испытывают трудности именно в этом. Так что, если вы слишком опекаете свое ненаглядное чадо, делаете за него все сами, мысль о том, как это потом помешает ему в школе, должна заставить вас изменить свое отношение к нему. Любовь — любовью, а к самостоятельности ребенка нужно постепенно приучать с раннего детства.

 

Новизна взаимоотношений между ребенком (учеником) и взрослым (учителем)?

 

Сегодня: взрослый помогает маленькому человеку знакомиться с законами окружающего мира, причем ничего не требуя взамен. Он объясняет, показывает, учит. Он не дает оценку каждому шагу, каждому действию. Можно попросить прощение за плохое поведение и получить его, можно извиниться за неправильное действие и вновь обрести любовь. Искать и находить верный ответ в задачке можно бесконечное множество раз, и правильный ответ принимается безоговорочно. Кроме того, просьбы “завязать шнурок”, “помочь застегнуть молнию” и т.п. не вызывают у взрослого никаких особых эмоций.

Завтра для школьника: учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка (такое отношение ко взрослому мы могли позволить малышу). Учитель воплощает в себе общественные требования к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, это не выражение личного отношения учителя к ученику, а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни раскаянием. Кроме того, “бытовые” просьбы ребенка не всегда уместны в стенах школы.

Взаимоотношения в классе между учениками также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками (в том числе и в группе детского сада). Ведь общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей, а также осознание себя и других людей и учет их в ходе общения. Поэтому так важно учить ребенка понимать и сочувствовать другим, уметь сопереживать и делиться радостью.

В начальной школе определяющими положение ребенка среди товарищей становятся его успехи в учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом и, значит, им приходится отвечать и за себя, и за других (а другие отвечают за тебя).

 

Так для чего же ребенок идет в школу?

 

Задайте малышу этот вопрос. Не стоит обольщаться: далеко не каждый ребенок идет в школу “для того, чтобы учиться”. Он идет в школу просто потому, что ему “надоело спать в детском саду” или “поскорее хочется стать большим — школьником”.

Не стремитесь к тому, чтобы малыш повторял заученные слова: “Хочу много знать!”, “Хочу многого достичь”.

Вместо того, чтобы “натаскивать” ребенка на правильные ответы, попытаемся подвести малыша к самостоятельному правильному выводу.

Пока есть время

Если ребенок никогда не был в школьном здании, зайдите с ним в школу, в комнату первого класса. Пусть он посмотрит, как она оформлена, какая там стоит мебель, как выглядит классная доска. Обычно такая экскурсия производит очень большое впечатление. Постепенно у ребенка проснется интерес к новой жизни, которая его ожидает, он начнет мечтать о том дне, когда сядет за парту.

Особую радость ребенку доставляют покупки школьных принадлежностей. Делать их надо постепенно, пусть ваш малыш выбирает сам то, что ему больше нравится. Сначала лучше приобрести ранец (портфель, сумку). Разрешите будущему первокласснику походить с ним по комнате, даже по улице, повертеться перед зеркалом. Постепенно наполняйте ранец необходимыми вещами, подробно объясняя назначение каждой. Скорее всего, они станут на какое-то время его любимыми игрушками. Пусть поиграет, но под вашим присмотром.

Вместе подберите обложки для тетрадей и книг, разрежьте и разложите по кармашкам буквы из разрезной азбуки. Только не превращайте это занятие в нудную обязаловку!

Приятными должны быть и хлопоты по оборудованию рабочего места. Если это письменный стол или домашняя парта, то нужно заранее приучить ребенка именно здесь рисовать, рассматривать картинки, клеить, вышивать… Так он привыкнет к этому месту, к тому, что оно предназначено для серьезных дел.
Помня о том, что главной целью подготовки ребенка к школе мы ставили максимально безболезненную адаптацию к обучению, у нас еще есть время поиграть, чтобы, переступив порог школы, наш ребенок не растерялся от новизны требований, условий и правил.

 

Выучим перед сном на досуге с малышом

Если мне уже лет шесть,

Мне за парту можно сесть.

Я учусь букварь читать,

Счетные палочки считать.

Если мне уже шесть лет,

Значит, получается,

Что форма школьная сама

На плечи надевается!

Игра “Волшебный глобус”

 

(Вместо глобуса можно использовать обыкновенный мяч). Веселее играть, когда участвуют хотя бы 4 человека. Ведущий передает глобус и начинает предложение. Играющие должны закончить каждый по-своему, вернув глобус ведущему. Варианты вопросов разнообразны; в соответствии с сегодняшней темой предлагаем следующие: “Я хочу в школу, потому что…”; “Я хочу уметь быстро читать (хорошо считать), потому что…” и т.п. Игра заканчивается, когда выскажутся все участники. Хорошо, если ведущий подведет в конце итог.

 

Игра “Для чего?”

 

Участники садятся в круг, ведущий задает вопрос: “Для чего идти учиться в школу?”. Получив ответ (например, “Чтобы много знать”), он задает вопрос следующему участнику: “Для чего нужно много знать?” — “Чтобы быть умным” — “Для чего быть умным?” и т.д. Участник, который затрудняется ответить на вопрос, выбывает. Игра идет до последнего ответа. Интересно в конце игры проследить линию — с какого вопроса начиналась игра и к какому ответу привела.

 

Игра “Найди словечко”

 

Устройте соревнование — кто больше сможет назвать слов, имеющих отношение к школе; не только назвать, но и объяснить: ручка — писать в тетради, мяч — для физкультуры, кукла — играть на перемене. Если объяснение разумное — принимается! Игру усложняем — ищем слова на одну заданную букву.

В ненастную дождливую погоду дайте ребенку несколько листов бумаги, клей, фломастеры, старые журналы и предложите сделать журнал, посвященный теме “Школа”. Пусть он там рисует, клеит, пишет. Закончив работу, пусть малыш “прочтет”, о чем написано в его журнале.

Не забывайте хвалить и поощрять вашего ребенка!