Многие родители малышей, которые только начинают выходить «в свет», жутко переживают, как сложатся отношения их крохи в обществе. Типичные консультации психолога:

Консультации психолога

Мой сын только-только начинает ходить. Летом он будет гулять ножками, играть в песочнице, а не просто с любопытством рассматривать других малышей. Ему придется с ними взаимодействовать. С одной стороны, меня такая перспектива радует. Но с другой — я не представляю, как защитить своего малыша. Ведь дети в песочнице не только мирно играют, но и сражаются за игрушки. Иногда к ним приходят дети постарше, они как будто не видят, что перед ними малыш, не соизмеряют своих сил. Как сделать, чтобы ребенок был в безопасности, насколько полезно вмешиваться в детские выяснения отношений?

 

О «разборках» в песочнице есть сообщения практически на каждом «мамочковом» форуме. Поэтому мы попросили прокомментировать ситуацию психолога Анну Бердникову.

До тех пор пока ребенок не может постоять за себя сам, его защищают и оберегают родители. Дети до двух с половиной — трех лет легко взаимодействуют со взрослым, но практически не играют между собой. Это связано с тем, что задача возраста — изучение окружающего мира, физических свойств предметов, а не общение. Поэтому часто действия детей, которые выглядят, как будто один малыш хочет обидеть другого,

Консультации психолога

на самом деле таковыми не являются: привлекла внимание оранжевая лопатка, а на другом ее конце оказался другой человечек, чтобы он не мешал процессу познания, его с лопатки надо стряхнуть — ничего личного. Вмешательство взрослого в такой ситуации необходимо. Оно должно быть нейтральным и конструктивным, надо помочь детям разрешить ситуацию мирно, через обмен, очередность, поиск подобного же инструмента и пр. И ни в коем случае не наклеивать ярлыков типа: драчун, жадина, девочки так себя не ведут. Происходящее между детьми не имеет к этим оценкам никакого отношения. Такие оценки детям непонятны содержательно, но интонационно обидны, поэтому не стоит их озвучивать.

Такое вмешательство необходимо, если дети не достигли еще двух с половиной лет, примерно равны по росту, весу и комплекции.

Если ребенок в подобной ситуации просит Вашей помощи, идет за поддержкой и сочувствием, посочувствовать надо обязательно, по возможности объяснить действия другой стороны, ничего страшного, если ребенок не все из ваших объяснений поймет.

Консультации психолога

В том случае, если Ваш малыш вовлечен во взаимодействие со сверстником, но значительно более крупным, то необходимо в первую очередь обезопасить своего ребенка физически, проще всего на время изъять из песочницы. Особенно это актуально, если Вы видите, что чужой ребенок перевозбужден и теряет контроль над своими действиями. Например, начинает размахивать совочком и не может остановиться или интенсивно копает песок, поднимая его на большую высоту. 

Когда вы видите, что ребенок ощутимо более старшего возраста (4-5 лет) приходит в песочницу и начинает задевать малышей. Вы можете начать с сурового взгляда в его сторону. Если это не остановит сорванца, лучше подойти максимально близко к своему ребенку, чтобы в случае чего (ведь старший ребенок пока еще ничего криминального не сделал, вы только предполагаете, что возможны причиняющие ущерб действия с его стороны), находясь максимально близко к малышу, вы имеете возможность быстро отреагировать на любые события. Ваши маневры, скорее всего, не останутся незамеченными ребенком, который выбирает мишень для своих действий, и он, с большой долей вероятности, предпочтет не задевать именно вашего ребенка.

Если вашего взгляда и приближения недостаточно, более старший ребенок продолжает приближаться к вашему с недобрыми, по вашим ощущениям, намерениями. Можно позвать своего малыша, начать играть с ним во что-то вместе, привлечь его внимание чем-то интересным за пределами песочницы.

Если действия ребенка становятся явно направленными против вашего малыша. Старшие дети редко проявляют агрессию по отношению к малышам открыто, но могут делать что-то «как бы случайно»: засыпать игрушки песком; рыть яму за спиной сидящего на корточках малыша, когда тот привстанет, обязательно упадет; «нечаянно» разрушать куличики и пр. В этом случае ребенка можно спокойно спросить о том, что он прямо сейчас делает. Вы тем самым покажете, что заметили его действия, и пока не интерпретируете их как враждебные, даете ему возможность самому объяснить. Если ребенок и в самом деле что-то замышлял, он, скорее всего, буркнет: «ничего!» и оставит в покое Вашего малыша. Если в ситуации не было вредного подтекста, то ребенок может пуститься в подробное объяснение, что именно сейчас делает, для чего это нужно и как здорово будет в конце.

Консультации психолога

Выходит, агрессию в адрес своего малыша в большинстве случаев можно предотвратить, если держать руку на пульсе событий, разворачивающихся в песочнице. А вам всегда удается обезопасить своего малыша, не ограничивая при этом его свободы?

 

 

 

 

Другие материалы автора:

Для чего нужны дразнилки

Наказание и чувства родителя

Золотой малыш или капризуля

Примерим роль

Спроси меня: «Как дела?»

В школу с удовольствием

Нужны ли ребенку страшные игрушки

Малыш садится на диету