«Ты бежышь, вы бежыте, он бежыт… скорее из школы домой», — склоняет глагол школьный «грамотей».

«Я бегу, мы бежим, они бегут… скорее на урок», — пишет мотивированный ученик.

Учить русский язык с удовольствием помогают диктанты… с конфеткой во рту.

Инна Анатольевна Огонлух

Мотивация учеников – именно то, что нужно, чтобы влюбить детей в такой сложный предмет – русский язык. Почему ученики грустят, когда заканчиваются уроки, рассказала нам Инна Анатольевна Огонлух. Уже несколько лет она преподает русский язык в обучающем центре «Магистра» в Звенигороде. 

— Лучший способ выучить быстро и «незаметно» русский язык – это игра. Мои ученики соревнуются, спорят, постоянно бегают к кубикам и таблицам, ищут крылатые выражения…. В основном, я использую методику Зайцева и удивляюсь: почему ее не применяют в школах и детских садах?

Например, четырехлетние дети начинают читать по кубикам Зайцева уже через несколько занятий.

Учить русский язык с удовольствием помогают диктанты… с конфеткой во рту.

Ученики анализируют на кубиках звонкие и глухие согласные. Звонкие — чёрные кубики, коричневые — глухие

На гранях кубиков написаны не буквы, а склады – часто используемые звуки/слияния звуков (ма, ба, па, я..). Сами они сделаны из разных материалов: со звонкими звуками – из звонкого металла, с глухими звуками – из дерева.

Николай Зайцев был уверен, что слово надо потрогать, особенно словарное. Это дает сенсорные развитие и память. А детям просто весело играть, их мотивирует сам процесс, уверена Инна Анатольевна:

— Вообще, Николай Зайцев был убеждён, что ребенку, который едва начал читать, уже хочется разобраться в правилах, ему интересно. И дети действительно быстро включаются в активное обучение и начинают задавать вопросы: «…Почему говорится «малако», а пишется молоко?»

Учить русский язык с удовольствием помогают диктанты… с конфеткой во рту.

Ученики пишут диктант с предварительным анализом по таблице Зайцева

 И я им рассказываю, что в русском языке есть ударная позиция и безударные позиции гласных в слове. Во время рассказа я показываю подходящую по теме таблицу Зайцева.

Гениальный Зайцев систематизировал курс русского языка до 6 класса в 45 таблицах, назвав серию «Русский для всех». Плюс таблиц в том, что в них намного легче ориентироваться, чем в учебниках.

Учить русский язык с удовольствием помогают диктанты… с конфеткой во рту.

Таблица Зайцева № 5

Например, нужно написать слово с трудной приставкой. Ребенок открывает таблицу номер 5, ищет слово и говорит номер приставки. Теперь приставка ассоциируется у него с числом; и это лучше запоминается. А во время поиска каждый раз пробегаются глазами все остальные приставки – и они постепенно откладываются в памяти. Правила автоматически запоминаются за счет постоянной практики, повтора, просмотра.

Удобно, когда есть и настольная распечатка, и большие настенные плакаты. Если у детей всегда перед глазами все правила – визуальная память работает на все 100%. А грамотность повышается за счет повышения орфографической зоркости — способности быстро обнаруживать в тексте ошибки.

Учить русский язык с удовольствием помогают диктанты… с конфеткой во рту.

Совместная работа с таблицами Зайцева

Методика Зайцева не похожа на школьную, но не противоречит ей, а дополняет.  В школах используют алгоритмы: чтобы определить приставку, ребенок должен обозначить корень. А у Зайцева надо просто запомнить номер приставки, и она автоматически возникает в голове. В итоге, методика Зайцева больше подходит для дисграфиков (людей, не способных грамотно писать тексты при нормальном развитии интеллекта, прим.ред.), потому что они не способны запоминать алгоритмы.

Таблицы специально вешаются в разных углах класса, чтобы ребята больше двигались. Так мозг обогащается кислородом. Например, Зайцев был уверен, что за 45 минут сидения в классе ребенок получает кислородное голодание мозга.  Тогда дети ерзают, качаются на стульях, шевелятся, чтобы обогатить мозг кислородом. Именно поэтому Инна Анатольевна мотивирует учеников больше двигаться на занятиях (в рамках дисциплины, конечно):

— Каждый урок мы обязательно играем. Например, в лото Татьяны Барчан «Падежи на виражах» мы одновременно играем в любимые «ходилки» и учим падежи.

Учить русский язык с удовольствием помогают диктанты… с конфеткой во рту.

Игра «Кастрюлька с фасолью». А вы найдете здесь словарные слова?

Чаще всего играем в «кастрюльку с фасолью», эта игра увлекательна даже для взрослых мальчиков из 10 класса.  В кастрюльке с фасолью ребенок на ощупь достает фигурку из полимерной глины. Так затрагивается кинестетический канал восприятия. Дальше ученик собирает слово из кубиков Зайцева и бежит записывать его в тетрадь. Все это происходит очень быстро, ребята соревнуются, переживают. После этого «кострюля» они уже не пишут.

Иногда совмещаем русский язык с математикой. Например, мы прошли таблицу Зайцева №5 с приставками, где у каждой приставки в таблице есть свой номер. Мы готовимся разбирать пословицу, и я говорю ребятам: «Считайте общую сумму всех приставок, у вас должно получиться число 246». И они находят приставки, подписывают их номера, считают, торопятся быть первым. Если конечное число не совпадает, значит, ребенок ошибся с приставкой – будем выяснять.

Учить русский язык с удовольствием помогают диктанты… с конфеткой во рту.

Игра «Спаси безударную»

Итак, что же помогает замотивировать учеников? Во-первых, динамичность урока: теория чередуется с практикой, одно задание быстро сменяет другое. Дети не успевают заскучать. Во-вторых, наличие игр. Да, русский язык может быть несерьезным. Вот вы знали, что в старину «подарить подзатыльник» не означало ничего обидного. Потому что подзатыльником назывался женский головной убор, закрывающий затылок…

В-третьих, соревнования и командные игры на уроках в итоге моментально сплачивают учеников. Их совместной целью становится – как можно быстрее одолеть русский язык

Можно и «подсластить» уроки. Например, у Инны Анатольевны все диктанты пишутся… с конфетой во рту! Получается, у детей исчезает страх от слова «диктант», и они ждут его, ждут конфетку. 

Учить русский язык с удовольствием помогают диктанты… с конфеткой во рту.

На ковре игра на тему: «Безударная гласная в корне слова, с иллюстрацией слов»

Вообще, грамотность закладывается по 6 класс, и если этот материал пропущен, то ребенок должен учить заново правила. Ведь не дело, если десятиклассник пишет друзьям смс с ошибкой. Часто, когда ребенок готовится сдавать ОГЭ, он даже не понимает фразеологизмы.  Ему трудно расшифровать, что такое «белая ворона», он начинает соотносить фразу с птицей.

Освоение правил через игру и таблицы делает изучение увлекательным и нескучным. Если все делать быстро, интересно и не занудно – у ребенка просто не остается времени, чтобы заскучать. И тогда учеба превратится в сплошное удовольствие!

 

Автор: Алиса Гаранина

Фото: Инна Анатольевна Огонлух

 

Другие материалы:

Скрайбинг покоряет систему образования

Красивая осанка с детства