Вальдорфская кукла

«Вальдорфская кукла»: что это такое и в чем её особенности?

Чтобы понять отличие вальдорфских игрушек от традиционных, нужно совершить маленький экскурс в вальдорфскую методику воспитания детей, или как ее еще называют – вальдорфскую педагогику. Она существует уже более 100 лет и в последнее время приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в России.

Основной подход здесь основан на естественном, не опережающем развитии. Основная идея – ребенок всему может научиться через игру, естественным образом впитывая необходимые для него в данный период знания и навыки – навыки самообслуживания, общения, построение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Другой основной метод – воспитание через творчество, когда ребенок реализует свои фантазии и может дать волю воображению. Взрослые, лишь, умело направляют его в нужное русло. Такой подход формирует внутренне свободную личность. И вот здесь на помощь родителям и воспитателям приходит вальдорфская кукла, как неотъемлемая часть вальдорфской педагогики.

Кукла, вообще,  имеет особое значение в воспитании ребенка. Именно с куклы начинается знакомство грудничка с игрушками, именно кукла участвует в играх подрастающего малыша.

Поэтому очень важно, какая она будет, с чего ребенок начнет познавать мир. А познавать его ребенок начинает на ощупь. Поэтому кукла должна быть сделана из приятного мягкого материала.

Что принципиально отличает вальдорфскую  куклу от обычных игрушек?

Это ее натуральность и ручное изготовление. Это всегда тряпичная кукла. В идеале – сшитая мамой для своего ребенка. На самом деле эта игрушка очень непроста и трудоемка в изготовлении. Сегодня многие мамы, начинавшие когда-то шить таких кукол для своих детей, делают их уже на продажу.

Теперь немного об основных чертах, присущей этой замечательной игрушке.

Ещё раз скажем, что материал, из которого создается эта кукла, всегда натуральный – это хлопок, лен, шерсть. Набивка – овечья шерсть (никакого синтепона или холлофайбера). Вторая особенность – это соответствие куклы возрасту ребенка. Именно здесь наиболее тщательно соблюдается принцип вальдорфской педагогики о не опережающем развитии. О соответствии куклы возрасту ребенка будет чуть позже.

Ещё одна важная особенность вальдорфской куклы – её пропорции. Голова довольно большая, – одна треть всего тела куклы. Это соответствует пропорциям тела малыша. Ребенок, играя с такой куклой, получает представление о самом себе, о человеческом теле и человеческом облике, вообще.

Что интересно, для развития эмоциональной сферы вальдорфская кукла никогда не наделяется четким выражением лица. Тогда ребенок  в процессе игры может представить её с радостью, удивлением, может заставить ее смеяться или грустить. А это очень важно для развития сопереживания!

 

 По мере взросления ребенка «взрослеет» и его кукла.

Вальдорфская кукла

От рождения до двух с половиной лет.

В этом возрасте ребенку важна игрушка, которую он будет чувствовать на ощупь. Она должна быть мягкой, нежной и маленькой, так, чтобы ему удобно было брать ее в руки. Игрушка должна быть предельно простой, с круглой плотной головкой и мягким тряпичным тельцем без набивки. Их еще называют куклы-бабочки, узелковые или пеленашки.

Лицо у такой куклы не прошивается вообще, – для ребенка это пока не имеет значения. Кукла не имеет съемной одежды, ведь ребенок пока не сумеет одеть или раздеть ее. Главное, чтобы кукла оживала в маминых руках, выражая любовь и заботу о малыше.

От двух с половиной до пяти лет.

К трем годам ребенок уже достаточно самостоятелен, он уже овладел основными навыками самообслуживания и начинает осознавать себя личностью. Окружающий его мир уже конкретизировался, ему необходима более сложная кукла, похожая на него. Поэтому кукла для детей такого возраста уже имеет ручки и ножки, у нее должно быть прорисовано лицо, волосы – пока короткие, съемная одежда.

Возможность раздевать и одевать куклу способствует развитию у ребенка мелкой моторики. Тело куклы должно быть пластичным, чтобы в процессе игры ей можно было придать различные позы.

От пяти лет и старше.

Вальдорфская кукла

В пятилетнем возрасте дети начинают осваивать ролевые игры, поэтому кукол должно быть несколько, и они должны быть разные. Объединяет их одно – они, опять же, должны соответствовать возрасту ребенка. На ручках и ножках кукол уже оформляются пальчики, для них можно сшить несколько сменных нарядов.

Это могут быть уже куклы-девочки и куклы-мальчики. Черты лица должны быть уже не просто намечены, а прошиты более выпукло. С этими куклами уже можно разыгрывать целые спектакли, в которых активное участие ребенка будет способствовать его эмоциональному развитию и дальнейшей социализации. Размеры кукол для разных возрастов могут быть любыми, от самых крошечных кукол, которых можно взять с собой на прогулку, до больших – около 50 сантиметров.

Но, в любом случае, они должны так радовать ребенка, чтобы  он не хотел с ними расставаться.

 

Учим играть в куклы.

Игра в жизни ребенка занимает такое важное место, что значение ее трудно переоценить. Это способ изучения мира, один из методов социализации ребенка. С помощью игры ребенок воспроизводит жизненные ситуации так, как он их видит.

Но научить ребенка играть, чтобы он мог занимать себя самостоятельно – это не главная задача родителей. Научить его играть – это значит развивать и воспитывать его!

 Игра в куклы для маленького ребенка – сложная задача. Не имея жизненного опыта, он не может разнообразить игровые сюжеты. Вот здесь на помощь должны прийти взрослые.

 Оказывается, куклу можно покормить за обедом, уложить спать, спеть ей песенку – как малышу поет перед сном мама, можно собрать ее на прогулку, покатать в коляске. Много чего можно придумать. В этих играх ребенок познает самого себя, воспринимая ее как свое второе Я.

Вальдорфская кукла, как никакая другая, подходит для таких игр. Она, в отличие от «покупных» кукол, открыта для придания ей, любых эмоций. Ребенок может сердиться, улыбаться, смеяться, грустить и в процессе игры наделять этими чувствами свою куклу. Воспользуйтесь моментом, чтобы объяснить ребенку, почему, например, кукла грустит и что нужно сделать, чтобы ее развеселить, а если плачет – как ее утешить.

Для создания сюжетных игр должны быть подходящие «реквизиты» – кукольная одежда, мебель, машинки. Но самое главное, чтобы был сам сюжет. Поэтому, на первых порах, режиссером должен быть взрослый.

И помните, воспитание игрой – это хорошая возможность избежать бесполезных нравоучений и научить многому своего ребенка именно через игру. И через творчество, потому что любая игра – это всегда полет фантазии.

 

Источник: letidor.ru

 

Другие материалы:

Авторские куклы

Выставка кукол

Не могли не прийти